Пчелиный воск и мед использовался людьми еще 9 тысячелетий назад, к такому выводу пришли международные ученые. Об этом открытии идет речь в журнале Nature.

Химический состав пчелиного воска уникален, ну а сам воск состоит из жиров. Если его не нагревать, то химический состав воска не меняется, к тому же он очень устойчив к внешним воздействиям.

Для этого открытия исследователям пришлось сделать анализ 6,4 тысяч глиняных сосудов, который были найдены на местах более 150 археологических раскопок, находящихся практически по всему миру. Самый древнейших воск был найдет на территории поселения в Анатолии (ред. – теперь на этом месте находится Турция), возраст этого воска примерно 7 тысяч лет. На этой же территории были найдены и самые древние в Евразии глиняные сосуды.

Кроме этого следы воска были найдены и в других местах, к примеру, на Балканском полуострове, в местах древних поселений времен позднего неолита, а также во Франции, Дании, Польше и Словении.

Изображение пчелы на египетской гробнице

Интересен тот факт, что учеными не были найдены следы воска к северу от 57 параллели, где вероятно пчелы просто не могли выжить. В следствии чего на древних глиняных сосудах, найденных в Скандинавии, Ирландии и Шотландии совсем не было следов воска. А вот в Африке пчелы были еще в 5-м тысячелетии до нашей эры, и местные жители успешно использовали их мед и воск.

Древние люди использовали мед как подсластитель, в качестве медицины, топлива для ламп, придания посуде водонепроницаемости и много-много другого. Поэтому пчелы, а также их мед с воском, были незаменимы как 9000 лет назад, так и остаются незаменимыми в наше время.